Для первокурсников в первые месяцы учебы необычным является вхождение в мир студенческой жизни. Особого внимания заслуживают процесс адаптации и восприятие атмосферы в группе. Эти факторы играют важную роль в дальнейшем профессиональном самосовершенствовании. Важнейшей задачей адаптационного процесса является выживание студента путем его приспособления к окружающей его социальной и природной среде. Адаптация, это постепенное вхождение студента в новый коллектив, осваивание им новой среды, знакомство с новыми людьми, требованиями и правилами. Она предполагает формирование нового социального статуса. Поступив в колледж, студенты попадают в систему деловых, межличностных, социальных, профессиональных отношений разного уровня (студент – студент, студент – вспомогательный персонал, воспитатели, студент – преподаватели, студент – администрация и т.д.). В этих условиях весь педагогический коллектив, особенно классные руководители и работники общежития должны в какой-то мере предупреждать и предотвращать возникновение негативных ситуаций в общежитии студентов, в группах, помочь быстрее и активно приспособиться к условиям новой среды, учебному заведению. Сотрудники колледжа, с которыми взаимодействует студент, должны быть особенно тактичны, внимательны, гуманны по отношению к студентам. В общении со студентами надо помнить, что мы сотрудничаем уже со сформировавшейся личностью, у которой сложилась своя собственная определенная система взглядов, установок, что это взрослый, самостоятельный человек. Не надо забывать, что у каждого из них свои коммуникативные возможности, представления об отношениях с окружающими людьми, определенные манеры общения. Первокурсники очень нуждаются в нашей помощи, порой они растерянны, робки, испуганы. Если еще и педагоги не проявляют чуткости, внимания, повышая при этом голос, это может сыграть решающую роль в принятии студентом неадекватного решения и поступка. На первом году обучения важно не только обеспечить успешную адаптацию студентов к новым социальным условиям, но и создать у них правильное представление о выбранной профессии, помочь осознать ее общественную значимость, формировать положительное к ней отношение. Педагог - психолог Тарикулиева С.А. провела со студентами нового набора анкетирование " Определение степени адаптированности студентов"
|