Потомственные железнодорожники: династии машинистов, выпускники Железнодорожного колледжа
Много славных страниц в историю локомотивного депо написаны семейными трудовыми династиями. В 80-х годах прошлого столетия в локомотивном депо на станции Дербент трудились свыше пятнадцати династий машинистов, выпускников Железнодорожного колледжа: Саркисовы, Гадмиловы, Горожанкины, Ключниковы, Джафаровы, Макарьевы, Гаджиахмедовы, Чернышевы, Авдеевы, Беседины и многие другие. К сожалению, резкий упадок перевозок с начала 90-х годов прошлого столетия корректировал потребное количество локомотивных бригад. Поэтому многие специалисты депо оказались не у дел и уехали из республики. Но некоторые династии и в настоящее время продолжают добрые традиции предков в локомотивном депо. В настоящее время в депо работают потомки следующих династий: Чернышовых, Эмирсултановых, Рамазановых, Набиевых и др.
Чернышевы
Глава династии машинистов – Чернышев Николай Степанович (1910-1974 гг.) пришел в паровозное депо работать сначала кочегаром и окончив ФЗУ г.Дербента поднялся до уровня машиниста первого класса. Во время ВОВ водил поезда на фронт. Доблестный труд Николая Чернышева был отмечен правительственными наградами: «Орден Ленина»; « За доблестный труд в ВОВ 1945-1945 гг.»; «За трудовое отличие»; «За доблестный труд»; медаль «Сто лет со дня рождения В.И.Ленина» значки - «Отличный паровозник» и «Отличник социалистического соревнования ж.д. транспорта». Чернышева Елена Павловна (1924-2001 гг.) - супруга Николая Степановича. Она после окончания средней школы в 1943 г. пошла на фронт. В 1943-1945 г.г служила до конца войны в снайперском батальоне. После окончания войны вернулась в Дербент и поступила работать в локомотивное депо в группе учета, где проработала до ухода на пенсию. Награды: - орден Отечественной войны II - степени»; медали «Ветеран труда» - «50 лет Вооруженных сил СССР», четыре юбилейных медалей (20, 25, 30,40 и 50 лет Победы в ВОВ 1941-1945 гг.; медаль «70 лет Вооруженных сил СССР». Чернышев Николай Николаевич (1951 г.р.), до выхода на пенсию работал машинистом в локомотивном депо. Чернышев Владимир Николаевич (1953 г.р.). Учился в ПТУ-4. С 1971 года начал работать в депо. Сначала слесарем, помощником машиниста. Учился в железнодорожном техникуме, затем стал первоклассным машинистом. Владимир Николаевич уже ушел на заслуженный отдых, оставив работать в депо сына - Николая Чернышева, четвертого поколения потомственных машинистов ЧЕРНЫШЕВЫХ. Николай Владимирович Чернышев закончил РГУПС и работает машинистом электровоза.
Анвер Гасанбекович Загиров - выпускник Железнодорожного училища №1 (Железнодорожный колледж в г.Дербенте) 1947 года .
Почти два века – общий трудовой стаж работы на железнодорожном транспорте у династии путейцев Загировых. А что там говорить, если сам родоначальник династии, почетный железнодорожник (МПС СССР) Загиров Анвер проработал в Дербентской дистанции пути ровно 61 год.
Свой бесценный многолетний опыт работы на железнодорожном транспорте, ныне покойный ветеран, Анвер Гасанбекович передал и своим четверым детям. Старший сын Низами работал оператором дефектоскопной тележки в ПЧ-16, уже на пенсии, другой сын Физули работает начальником цеха дефектоскопии дербентского участка ПЧ-16. Третий сын Руслан - работает диспетчером Дербентского участка ПЧ – 16, а дочка Лейла– раньше работала в железнодорожном узле связи телефонисткой, а теперь (после сокращения штатов) работает приемосдатчиком груза и багажа на станции Дербент.
Но вернемся мы к истокам. В сентябре 1945 года, по направлению колхоза сел. Митаги Дербентского района, для поступления в Дербентское железнодорожное училище № 1, приехал в Дербент худощавый 16 летний паренек Анвер Загиров. Закончилась война, а на транспорте не хватало квалифицированных кадров. После училища он прошел путь от путевого рабочего, бригадира пути, дорожного мастера, старшего дорожного мастера до заместителя начальника Дербентской дистанции пути...
Конечно, преодолеть такой путь без теоретических переподготовок было бы не возможным. В 50-ые годы он окончил курсы дорожных мастеров на ст. Беслан, затем и железнодорожный техникум в Артемовске (Донецкая область). Но все же, прежде всего, подняться по служебной лестнице Анвер Гасанбековичу помог его исключительное трудолюбие, высокая требовательность к себе в первую очередь, затем к своим подчиненным, в равной степени еще и аккуратное ведение систематического учета производственного цикла в личной деловой книжке.
Две из его записных книжек (одна маленькая, размещается на ладони), как ценные экспонаты находятся, вместе с его именными часами МПС, в Комнате трудовой и боевой славы Дербентского железнодорожного узла (музее). Они больше напоминают технические паспорта дистанции пути, за последние 10 лет его работы. Там отразилась работа и техотдела, и отдела кадров, и бухгалтерии вместе взятых. В них ведутся строгий учет поступления и расход материалов для верхнего строения пути, планы поступления материалов и учет дефектных стрелочных переводов. Здесь можно найти списки дорожных мастеров, бригадиров и старших дорожных мастеров с указанием обслуживаемых ими участков и дней рождения, перечень участков пути, стрелочных переводов, где просрочены сроки эксплуатации и требуется срочный ремонт и т. д.
За многолетний, безупречный труд Анвер Загиров был поощрен множество раз, в том числе, кроме значка «Почетному железнодорожнику», ему присвоено еще одно почетное звание - «Заслуженный работник транспорта Республики Дагестан».
На 93 году жизни, в прошлом году, ушел из жизни знаменитый путеец с большой буквы оставив о себе добрую память будущим поколениям железнодорожников. Незадолго до этого скорбного дня директор музея Гаджиага Магомедшерифов вместе с его сыном Физули и начальником инфраструктуры Махачкалинского региона (бывшим путейцем) Сиражудином Магадовым проведали ветерана. Анвер Гасанбекович ходил, но уже не видел, нас узнал по голосам. Тогда он усадил гостя из Махачкалы возле себя на диване и живо интересовался о состоянии путевого хозяйства целом в Махачкалинском регионе, о дорожных мастерах участка Махачкала – Самур («Кто работает, кто на пенсии…?»).
Вот что значит преданность своей, единожды в юности избранной профессии – пример для новых поколений железнодорожников!